Официальный сайт
органов местного самоуправления
города Когалыма

Мамы, дети и ремни!

Как правильно перевозить ребенка в автомобиле

Можно бесконечно повторять набившие оскомину истины о том, что автомобиль - это источник повышенной опасности, что Правила дорожного движения написаны кровью, причем в данном случае - детской кровью, что стоимость даже самого дорогого "удерживающего устройства" несопоставима с ценой жизни ребенка... Бесполезно. Похоже, большинство наших автомобилистов пребывают в наивной уверенности, что с ними, с их детьми, ничего страшного на дороге случиться не может. Увы, может.

Установлено, что чаще всего в авариях гибнут малыши в возрасте до 3-4 лет. У ребенка до четырех лет, по сравнению со взрослым человеком, очень большая и тяжелая голова, на нее приходится около четверти всего веса малыша, в то время как у взрослого, ее вес не превышает 5% от общей массы тела. К тому же у детей этого возраста шейные позвонки еще окончательно не сформировались, мышцы шеи слишком слабые. Если ребенок сидит лицом вперед по направлению движения, то при лобовом столкновении его шея просто не может удержать тяжелую голову. Очень часто в авариях дети погибают из-за перелома шейных позвонков.

Ребенок на коленях у мамы, сидящей спереди. Казалось бы, на коленях у мамы ребенку не грозит никакая опасность. Однако, на самом деле, при лобовом или сильном боковом столкновении она не сумеет его удержать. Больше того, сместившись при ударе вперед, женщина сама рискует дополнительно травмировать малыша, навалившись на него. При ударе сзади, все произойдет с точностью до наоборот - веса ребенка хватит, чтобы сломать маме ребра, а при этом, возможно, он травмируется и сам. Еще хуже, как ни парадоксально, если автомобиль оборудован подушками безопасности. Сработавшая подушка зачастую нокаутирует взрослого человека, а ребенка может и убить...

Ребенок сидит на коленях у водителя. Малыш "рулит", сидя на коленях у папы. Идиллическая картина и очень опасная ситуация. Подобным образом детей нередко катают, скажем, по пустынным проселочным дорогам, считая, что риска в этом нет. На самом деле есть, и немалый. Если автомобиль, даже на относительно небольшой скорости, наедет на какую-нибудь кочку или корягу, то непристегнутый ремнем водитель может просто раздавить ребенка о руль. Возможные последствия - переломы костей таза, ребер, закрытые травмы живота, причем все это - одновременно. Врачи называют такую травму "сочетанной". А если еще сработает подушка безопасности?...

Ребенок стоит между передними креслами. Очень неустойчивое положение. Малыш рискует пострадать не только при столкновении с другим автомобилем, но даже просто при резком маневре. Мускулатура детей недостаточно развита - у них может не хватить сил удержаться за спинки кресел, например при резком торможении. Значит, неизбежно падение, возможно - на какой-нибудь жесткий предмет или выступающую деталь салона. Последствия непредсказуемы. Если повезет, ребенок отделается не слишком серьезными ушибами. В худшем случае ему грозят переломы или тяжелые черепно-мозговые травмы. Между прочим, не удержав равновесия, ребенок вполне может отвлечь внимание водителя и стать невольным виновником ДТП. Такие случаи, увы, не редкость.

Ребенок сидит на переднем пассажирском сидении. Дети любят ездить на переднем сиденье. Но при таком положении, в случае серьезной аварии, шансов на спасение практически нет. Ребенка, не пристегнутого ремнем безопасности, при ударе бросает на переднюю панель или в лобовое стекло. В такой ситуации взрослые пассажиры нередко вылетают из машины через стекло, а для маленьких детей оно, как правило, становится непреодолимой преградой. Некоторые родители думают, что если пристегнуть сына или дочь ремнем безопасности, то никакого риска нет. Опасное заблуждение! Малыш все равно неизбежно получит тяжелейшую травму шеи. Конструкция ремня рассчитана на взрослого человека. Правильно пристегнуть им ребенка невозможно - верхняя часть ремня всегда будет проходить напротив горла...

Ребенок лежит на заднем сидении. Очень распространенная поза для маленького пассажира - в пути, особенно в дальних поездках, многие дети засыпают. Но что если машина попадет в ДТП? Тогда при лобовом ударе (и даже при резком торможении) ребенок может скатиться вперед и упасть с сиденья. При этом весьма велика вероятность перелома позвоночника. Может быть зафиксировать лежащего малыша ремнями безопасности? Действительно, так будет лучше, по крайней мере, он не упадет с заднего дивана, но в таком положении голова ребенка окажется в опасной близости от борта автомобиля. Тоже ничего хорошего, ведь удар может быть и боковым. Единственный вариант - устроиться так, чтобы сын или дочка дремали сидя, безопасно пристегнутые ремнями, а это без детского кресла невозможно.

Ребенок стоит на заднем сидении спиной вперед. Семейный выезд за город или турне по магазинам, вялотекущая пробка, скучающий ребенок елозит коленями по заднему дивану, рассматривая едущие следом машины. Ситуация всем знакомая и безумно опасная. Экстренное торможение и малыш летит спиной вперед по ходу движения. А при боковом столкновении падает в сторону - навстречу удару - удержаться ему не за что. Возможны: тяжелейшая травма позвоночника, перелом шеи или черепно-мозговая травма. Кто знает, на что попадет его голова при падении? Не дай бог, на дверную ручку, подлокотник или на рычаг переключения КПП. Маленький пассажир (да и взрослый тоже), падающий спиной вперед, обычно травмируется значительно сильнее, чем при падении лицом по ходу движения.

После введения в России поправок к ПДД, обязывающих перевозить детей в специальных креслах, некоторые специалисты рекомендовали родителям подкладывать под ребенка обычную подушку, чтобы его можно было пристегнуть стандартным ремнем.

Задумайтесь, при ударе мягкая подушка сомнется, ребенок "поднырнет" под ремень и получит серьезные увечья. Только специальное кресло или бустер обеспечивают надежную фиксацию. Причем при их использовании ремни должны плотно прилегать к телу детей. Отсюда еще один совет: ради безопасности, слишком толстую верхнюю одежду с малыша в автомобиле лучше снять.

Если малыш совсем маленький и даже специальное кресло для него велико, необходимо положить между ним и боковой частью сиденья какой-нибудь уплотняющий предмет, хотя бы свернутое полотенце.

Если ребенок подрос и уже не помещается в свое кресло, тогда следует использовать дополнительную подушку-бустер, которая позволяет пристегнуть мальчика или девочку ростом до 140 см штатным ремнем безопасности.

Когда ребенок еще не родился. Будущие мамы нередко игнорируют ремни безопасности из страха, что они могут навредить еще не родившемуся ребенку. Но не пристегиваться гораздо опаснее. При ДТП не пристегнутая пассажирка ударится животом о переднюю панель, а дама-водитель о нижнюю часть руля. Последствия для будущего малыша могут быть фатальными даже при не очень сильном столкновении.

При езде на автомобиле будущим мамам надо знать и выполнять несколько нехитрых правил: - нижнюю лямку ремня пропускаем под животом и располагаем на бедрах, а верхняя проходит между грудей и дальше - по боку, не затрагивая живот. В этом случае подушка безопасности и ремень защитят будущую маму и ее малыша, а беременной женщине, управляющей автомобилем, следует вдобавок так отрегулировать сиденье, чтобы педали находились в пределах досягаемости, а руль максимально далеко от туловища.

ГИБДД ОМВД России по г. Когалыму